Статья
Работа над необычными проектами при
изучении естественных наук
Политова Светлана Викторовна,
учитель химии высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ № 1352 г. Москвы
Разные
люди могут оказаться свидетелями одного и того же события, и каждый из них
предлагает свою трактовку того, как все происходило. Такие противоречащие друг
другу суждения появляются вследствие того, что все мы смотрим на мир
по-разному. У всех у нас есть свои взгляды, пристрастия и убеждения, которые и
заставляют нас видеть вещи такими, какими они нам кажутся. Эти-то различия и
делают нас столь непохожими друг на друга. Для того чтобы растить будущее
поколение необходимо понимать и уважать прошлое. Важно прийти к таким глубоким
и сложным, но жизненно необходимым понятиям, как любовь к своей стране и дух
просвещенности. И лучшим примером служения своей Родине могут стать великие
люди прошлого, к которым, несомненно, относится и Менделеев. Тема, выбранная
ученицей «Менделеев и Нобелевская премия» очень сложна и интересна, а значит,
актуальна для учащихся особенно старшего звена, так как формирование
гражданской позиции, своего внутреннего отношения к положению дел в своей
стране и в современной отечественной науке в частности не происходит без
глубокого анализа прошлого. Эта тема помогает как нельзя лучше прочувствовать
все особенности становления русской науки, пути ее развития и ощутить гордость
и боль одновременно за происходящее в современном мире. Такие сложные понятия,
как косность государственной мысли, ошибки в экономических реформах,
несбалансированность государственного бюджета и недофинансирование науки, не
только нужно было заложить в банк данных своего интеллекта, но последствия
их нужно еще и оценить.
Первым
шагом была формулировка проблемы, которую необходимо разрешить. Гипотеза не
подразумевает ответа на вопрос, в ней утверждается лишь то, что вы его получите: если открытие периодического закона и
разработка периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева явились
вершиной развития химии в XIX
веке,
то почему он не был удостоен высшей награды научного мира – Нобелевской премии.
Целью исследования было выявить причины,
не позволившие Менделееву стать Нобелевским лауреатом, несмотря на открытый им фундаментальный закон и показать
несостоятельность утверждений, что Россия занимает скромное место в научном
мире. Предметом исследования стала «Нобелиана»
Дмитрия Ивановича Менделеева. Отсутствуют исследования по данной теме, кроме
фрагментарных данных.
Само
присуждение Нобелевских премий стало событием всемирно-исторического значения. Чтобы
оценить значение закона как истинного компаса для исследователей, разобраться в
сути явления периодичности, необходимо было пройти большой путь, знакомясь с
жизнью и научной деятельностью великого ученого, собрать материалы об открытии
химических элементов, уделять много времени для изучения классификаций,
предпринятых до Менделеева.
В
ходе исследования предстояло, прежде всего, раскрыть все возможные аспекты, связанные
со статусом Нобелевской премии, порядком ее присуждения, ее значимостью и
отбором кандидатов. При ближайшем изучении вопросов, связанных с
появлением и порядком присуждения
Нобелевских премий детально было рассмотрено завещание Альфреда Нобеля. Для анализа
проблемы важным был момент начала вручения премий, так как Менделеев умер в
1907 г, а премии присуждаются только здравствующим ученым. Первое знакомство с
порядком присуждения Нобелевских премий
показало, что Менделеев мог рассматриваться как кандидат в лауреаты.
Предстояло
выявить причины, не позволившие выдвинуть кандидатуру Менделеева до 1905 года. До
1960 года нельзя было узнать что-либо о кандидатах и номинаторах из-за «грифа
секретности», не позволявшего иметь доступ к архивам. Важным оказался документ, относящийся к 1956
году – отказ советских ученых от выдвижения на Нобелевскую премию: «… Нобелевский комитет в свое время не считал нужным присудить эту
премию выдающимся деятелям науки и культуры нашей страны (Д.И. Менделееву, Л.Н.
Толстому, А.П. Чехову, М. Горькому)». Необходимо было сопоставить число ученых,
являющихся лауреатами Нобелевской премии в нашей стране и других странах. Ближайшее
рассмотрение таких фактов навело на мысль, что страна, давшая миру столько
открытий, имеет так мало лауреатов. Одним из главнейших
требований в течение первых четырех десятилетий функционирования нобелевских
учреждений была непременная новизна открытия. Это является объективной
причиной, не позволившей Менделееву получить премию, так как открытие Периодического
закона относится к более раннему периоду. Предстояло выявить конкретные
причины, помешавшие Менделееву
получить премию в 1905, 1906, 1907 годах. Исследование пошло по пути изучения принципов
построения периодического закона и таблицы Менделеева. Ученый открыл
Периодический закон, не оставив место для инертных газов. Мы считаем, что первооткрыватели инертных
газов открыли новую возможность для
выдвижения Менделеева на Нобелевскую премию.
Важная деталь, а именно - второй параграф Устава Нобелевского фонда,
позволявший рассматривать и более ранние работы, если их значимость нашла подтверждение
в последовавших новых открытиях». Кто же выдвигал Дмитрия Ивановича на
Нобелевскую премию? К сожалению ни одного соотечественника мы не нашли, а
выдвигали ученого иностранные представители. Почему иностранцам небезразлична
была судьба великого открытия, для нас остается загадкой, равно как и тот факт,
что только после смерти ученого стали говорить о том, кого мы потеряли. Возможно,
повлияло и то, что глубокие, масштабные открытия, каковым и являлось открытие
Менделеева, требуют подтверждения временем. Мы понимаем, что слишком много
трудностей возникло при рассмотрении кандидатуры Менделеева, но даже тот факт,
что он умирает 2 февраля, не помешал бы ему стать лауреатом в 1907 году по той
причине, что смерть наступила после завершения приема номинаций на текущий год
(после 31 января 1907 года).
В
ходе проведенного исследования удалось познакомиться с книгами различных
авторов, где по крупицам была собрана информация, позволившая выполнить задачи,
которые были поставлены. Собранные материалы подтверждают основные выводы. «История - сурова. Она придирчиво сортирует все, что
найдено и создано человеком. Очень немногое она хранит в течение века. У
Менделеева были предшественники. Но великая тайна осталась для них недоступной.
Нельзя было открыть закон, опираясь только на известное. Нужна была
прозорливость гения, непостижимая способность к обобщению, чтобы в бесконечном
многообразии увидеть всеобъемлющую простоту закона. Нужна была могучая
интуиция, великая научная смелость. В науку должен был прийти Менделеев». Плачевное
состояние, в котором находится российская наука, и многие другие факторы будут
мешать и в дальнейшем по достоинству оценивать труды наших ученых и вряд ли они
смогут быть удостоены высшей научной награды – Нобелевской премии.
Список литературы: