Chemistry 311
  МБОО «Лицей» г.о. Фрязино МО Персональный сайт учителя химии Политовой Светланы Викторовны

 

Главная Мой профиль Регистрация Вход Выход
Вторник, 16.04.2024, 22:49        
Вы вошли как Гость · Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Вход
Обратная связь
e-mail: politova11@yandex.ru politova_s_v@mail.ru
Поиск по сайту
Электронный журнал

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Главная » 2012 » Ноябрь » 4 » Школьно-обусловленные факторы, влияющие на здоровье школьников
00:27
Школьно-обусловленные факторы, влияющие на здоровье школьников

Школьно-обусловленные факторы, влияющие на здоровье школьников

Политова Светлана Викторовна, учитель химии ГБОУ СОШ № 1352 г. Москвы

Актуальность исследования в том, что образ жизни и здоровье – проблема, далеко вышедшая за пределы интересов здравоохранения. В рамках проекта « Школа здорового человека» был проведен анализ школьно-обусловленных факторов, влияющих на здоровье подрастающего поколения. В ходе нашего исследования нас насторожил тот факт, что по данным официальной статистики МЗ РФ и  специальных исследований, за последние годы в состоянии здоровья и физического развития детей и подростков улучшения не отмечается. Более того, современное общество, где накопился огромный груз патологии, привело к тому, что абсолютно здоровых детей в школе почти нет.

Цель исследования: изучить внутришкольные факторы, влияющие на здоровье школьников.

Задачи:

1. Выявить те факторы, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье школьников.

2. Проранжировать эти факторы по значимости и силе их влияния.

3. Показать, что школьные факторы риска имеют суммарное воздействие, и оно оказывается значимым.

Материал и методика исследования. В ходе исследования учащимся были предложены анкеты, позволяющие оценить их знание основ здорового образа жизни (младшим школьникам), анкетирование по проблемам питания, оценка собственного здоровья, по проблемам молодежи (среднее и старшее звено). Анонимное анкетирование учащихся позволило выявить основные факторы риска здоровью и динамику их формирования. Таким образом,  была получена информация об образе жизни школьников, их отношении к познанию основных составляющих здорового образа жизни.

Основная часть. Мы выделили  в учебно-воспитательном процессе группу факторов риска, оказывающих наиболее выраженное отрицательное влияние на развитие и состояние здоровья растущего организма:

1.                 Недостаточная двигательная активность.

2.                 Нарушение режима дня и учебно-воспитательного процесса.

3.                 Нарушение гигиенических требований к учебной деятельности.

4.                 Нарушение организации питания.

5.                 Отсутствие у школьников гигиенических навыков, наличие вредных привычек.

6.                 Неблагоприятный психологический микроклимат в школе.

Здоровый образ жизни немыслим без следующих элементов: рациональный режим труда и отдыха, полноценное питание, искоренение вредных привычек, двигательная активность, знание правил личной гигиены и неукоснительное их исполнение, а также процедур закаливания и борьбы с вредными привычками.

Недостаточная двигательная активность.

Прилежный ученик должен заниматься (школа + дом) по 10-12 часов в сутки, что ведет к переутомлению, дефициту двигательной активности, уменьшению продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе. По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека определяется:

Учебно-воспитательный процесс. Для оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности применили психофизиологический мониторинг, в процессе которого проводится оценка таких личностных качеств учащихся, как мотивация, стрессоустойчивость, информационная работоспособность, индивидуальная выносливость, утомляемость. Влияние на психическое здоровье школьников и процессы адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, соблюдение гигиенических нормативов и правил организации учебного процесса, которые обеспечивают профилактику учебных перегрузок и утомления. Анкетирование показало, что психологическое состояние большинства учащихся (64 %) не вызывает тревоги, а оставшиеся 36 % имеют высокий уровень психологического напряжения, у них возникает риск возникновения психологической дезаптации, высокой тревожности. Таких учащихся отличает сниженная сопротивляемость стрессовым факторам, неуверенность в отношениях с учителями.
Сегодня среди выпускников школ только 3 % здоровых детей. По расчетам НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, в 5-м классе, например, при 5-дневной рабочей неделе в эту самую неделю должно быть 28 уроков, не больше. Анкетирование показало, что многие родители целиком полагаются на школу и вообще не знают суммарной часовой нагрузки в неделю. При шестидневной – 31 урок. В 6-м классе при пятидневке – 29 уроков, при шестидневке – 32. Норма на приготовление уроков дома для учеников 5–6 классов – 2,5–3 часа. Мы выявили, что родители не устанавливают для детей нижний и верхний порог времени, которое должно отводиться на домашнюю работу, что ведет к бесконтрольности и плохой успеваемости учащихся. Значит, задавать на дом больше, чем можно сделать за это время, – нельзя. Пяти-шестиклассники не могут спать меньше 9,5–10 часов без вреда для здоровья. Они должны пробежать, пройти, проскакать за день около 7 км. Причем 3 км за те часы, что находятся в школе! Иначе дети просто не смогут спокойно сидеть, слушать, вникать, запоминать. Гулять они каждый день должны 3 часа. Следить за правильной организацией режима дня школьников должны родители, но школа не может оставаться в стороне. Любой учитель обязан знать, что учебная перегрузка неминуемо скажется на структуре режима дня, потому что увеличит время на приготовление домашних заданий и уменьшит время, отведенное на сон и выполнение домашних заданий, а также нахождение на свежем воздухе.
Проблема питания и современная школа. В ходе нашего исследования оказалось, что учащиеся нашей школы употребляют мясо (50 %) и рыбу (15%) ежедневно. Отсюда мы делаем вывод, что дефицит белка, который является строительным материалом для клеток, может стать причиной серьезных функциональных нарушений. Овощи потребляют только 70% учащихся, фрукты и соки - 75 %. Безусловно, недостаток витаминов и углеводов ведет к частым болезням, так как снижает иммунитет. Если рассматривать питание детей, то по результатам анкетирования можно понять, что питаются 3 раза в день только 25%, 45% - когда захотят. На самом деле норма – 4-5 разовое питание, принимать пищу реже 4 раз в день или когда придется – большая нагрузка на организм, особенно на желудочно-кишечный тракт. Если посмотреть частоту заболеваний, то болеют от 3 до 5 раз в день 42 % учеников нашей школы, 2 раза в год – 16 %, а 1 раз только четверть учащихся. Не завтракают 20 %  - регулярный отказ от завтрака приводит к повышенной утомляемости, снижению внимания, плохой успеваемости, набору лишнего веса.
Что же предпринимать школе для сохранения здоровья своих учеников? Было проведено анкетирование школьников, педагогов и родителей. Самым важным шагом считают организацию здорового питания (2,4), на втором месте проведение физкультминуток (3,4). Анкетирование детей показало, что физминутки проводятся очень редко, а то и не проводятся в среднем и старшем звене. Исключение составляет начальная школа – там постоянно проводят динамические паузы, что благоприятно сказывается на здоровье школьников, снижает утомляемость и гиподинамию. На третьем месте – строгое соблюдение режима проветривания кабинетов (4,0). На самом деле выявлен очень низкий % проветривания кабинетов, особенно перед началом учебных занятий и в конце дня. Это не относится к начальной школе, видимо установка пластиковых окон в этом звене благоприятно сказалась и на проветривании помещений. Примерно столько же считают, что сохранение здоровья решит организация дополнительных занятий спортом, а именно открытие кружков и секций. Далее идут – уменьшение объема домашних заданий и прогулки во время большой перемены (4,7 и 4,8), хотя организовать это не представляется возможным на сегодняшний день, так как школа численностью 1000 человек вряд ли сможет это воплотить в жизнь. Были предложения сократить количество учеников в классах (5,0), что не может быть выполнено по той причине, что в городе не строятся в данный момент новые школы, а только это сможет повлиять на разгрузку и переход части учащихся в другие школы. Такой же процент (5,2) составляет предложение добавить уроки физкультуры в школе, хотя сейчас увеличено число уроков во всех классах до 3. Некоторые ученики хотели бы посещать 5-6 уроков физкультуры в неделю (35 %), но некоторые и только один урок (25 %).
Оценка собственного здоровья. Оздоровление общества в широком понимании немыслимо без признания человеком  с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей. Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для реализации себя во всех сферах жизни. Анкетирование показало, что для учащихся нашей школы здоровье находится на первом месте (83 %), счастье – на втором (42 %), труд, к сожалению, только составляет 33 %, а материальное благополучие имеет значение только для 17 %.
Анализ экологического состояния школы. Так как школьники проводят большую часть времени в школе, которая по праву может считаться вторым домом, то и отношение к ней должно измениться. В создании благоприятной атмосферы помогают комнатные растения. К сожалению, только начальная школа и некоторые кабинеты могут претендовать на «зеленую зону». Во многих кабинетах вообще отсутствуют цветы. К оформлению школы должны привлекаться учащиеся, что даст им больше возможностей показать свои знания на практике и проявить свою фантазию и дизайнерские способности. Озеленение пришкольного участка – задача  номер один в школе, дети должны понимать, что усилиями одного человека не создается уют и красота – в нашей школе пока решает этот вопрос только заведующий хозяйственной частью. Есть надежда, что многие помещения нашей школы станут гордостью и педагогов и самих учащихся в ближайшем будущем.

Выводы.

Необходимо больше заниматься физическими упражнениями - это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера: к освоению будущей профессии, к учебе в учреждении профессионального образования, к занятию любимым делом и вообще к жизни.

Нужно вести разъяснительную работу по основам рационального питания, которая должна проводиться не только на уроках, но и на классных часах, в личных беседах, в том числе и с родителями. Продолжать профилактическую работу по предупреждению травматизма и профилактике инфекционных заболеваний. Необходимо усилить мотивацию детей на ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек, для контроля самими учащими времени, отводящегося на сон и выполнение домашнего задания ввести дневники контроля, которые помогут учащимся реально оценить положение дел и внести коррективы в свой образ жизни.

Рекомендуем провести в классах анкетирование «Режим дня школьника». Режим дня – это порядок чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток, который должен строиться в соответствии с периодами повышения и спада работоспособности. Важно помнить, что любое нарушение режима может стать причиной задержки роста и нормального развития организма. Необходимо в течение недели подсчитать и внести время, затраченное учащимися на каждый элемент режима. Затем сравнить с гигиеническими нормативами. Это окажется не простым, но полезным делом. Это поможет понять, почему одни ученики успешно справляются с учебной нагрузкой, а другие – нет. Во-вторых, будет собран материал для выстраивания эффективной работы по сохранению здоровья школьников, а также для оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.

Основной вывод.

Полученный положительный опыт по формированию здорового образа жизни позволит начать целенаправленную просветительную работу со школьниками, родителями по вопросам профилактики заболеваний, важности соблюдения рационального режима дня, личной и общественной гигиены, в которую могут быть вовлечены культурно – досуговые и культурно- просветительные учреждения.

Ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать с негативным влиянием только школьных факторов. Нужно учитывать и неблагоприятные социальные, экономические условия, отрицательное влияние экологических факторов. Но изменить эти негативные факторы, за исключением школьных факторов в ближайшее время невозможно. Значит так важно снизить или исключить влияние хотя бы школьных факторов. Мы сделали вывод, что информация, которую получают школьники на уроках, разрозненна, не систематизирована, нет эффективных методов формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Здоровьесберегающая школа – это место, где здоровью ребенка ничто не угрожает, где он может спокойно развиваться и учиться без излишнего утомления и нервного напряжения. Нами внесены предложения школьной администрации, учителям, классным руководителям и самим учащимся.

Список литературы:

1. Поляков С.Д, Хрущев С.В, Корнеева И.Т. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников. – М.: Айрис, 2006 - 96с.

2. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (физиология развития). Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов. – М.: Академия, 2001.

3. Исаева С.А. Переменки и динамические паузы в школе. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 48 с.: ил. – Культура здоровья с детства.

4. Эмануэль Н.М., Заиков Г.Е. Химия и пища. – М.: Наука, 1986. -173 с.

5. Семенова А., Васильева А. Осторожно простуда! – СПб.: ИД «Невский проспект», 1999. -185 с.

6. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. – М.: Сов. Россия, 1989. - 64 с.

7. Сонькин В. Рациональное питание. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 24).

8. Ходош Ю.Р. Культура потребления. – М.: Политиздат, 1987. -128 с.

9. Ланда Б.Х. Как провести физкультминутку? – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Спорт в школе». Вып. 29).

10. Пиманова Л. Вкусно и полезно. М.: Чистые пруды, 2010. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 34).

 

 

 
 
 
 
Категория: Здоровая школа | Просмотров: 3384 | Добавил: Svetlana | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Политова Светлана. Copyright MyCorp © 2024
3 сентября 2018

Календарь
«  Ноябрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
МИНИ-ЧАТ
Качество сайта

Возраст сайта

Сайт существует 3724 дня или 10 лет 2 месяца 12 дней

МБОО «Лицей» г.о. Фрязино МО

  Московская область

15 ноября 2022

LiveInternet
Создать бесплатный сайт с uCoz

Персональный сайт учителя химии Политовой Светланы Викторовны